Котёл Аристон выдаёт ошибки 1P3 и 106 – Ремонт своими руками

Двухконтурный Котёл Аристон выдаёт ошибку 106, и не нагревает воду в системе отопления, что делать? Эту неисправность вполне можно устранить самостоятельно! Привожу подробное описание ремонта, который я провёл для устранения этой ошибки. А так же некоторые дополнительные хитрости которые вам возможно пригодятся. Решая эту проблему я не забыл о вас, а потому будет много фото )

Предыстория неисправности

Для начала небольшая предыстория связанная с этой поломкой. По описанию владельцев котла, удалось выяснить, что неисправность развивалась постепенно, и проявлялась так. Сперва, время от времени, приблизительно один раз в 2 недели, котёл стал выдавать ошибку 106, ошибка легко сбрасывалась кнопкой Reset и котёл продолжал работать следующие пару недель.

Но в один “прекрасный” момент ошибка стала появляться каждые 5 минут и это уже послужило поводом для поиска неисправности и ремонта.

Что удалось выявить наблюдая за работой котла

Понаблюдав за работой котла, заметил, что он в режиме “Отопление” по показаниям индикатора нагревает воду до 35 градусов  и все, потом выключается, так как будто нагрел воду до установленных 60 градусов! Затем включается вновь и повторяет очень непродолжительное и явно недостаточное нагревание с последующим отключением горелки.
А после нескольких таких циклов, выводит сообщение 1P3 и далее вообще отказывается работать уходя в ошибку 106. Кнопка Reset сбрасывает ошибку, но не надолго.

Коды ошибок 1Р3 и 106
Коды ошибок 1Р3 и 106

Недостаточная циркуляция

По мануалу к котлу, ошибка 106 означает недостаточную циркуляцию.
Поэтому первое подозрение пало на одно из реле управления насосом. Раньше уже устранял такие неисправности, но тогда сообщалась ошибка 104, так же указывающая на плохую циркуляцию. Однако измерив напряжения выходящие с реле на насос я понял, что дело не в них. Нужно искать другую причину такого поведения котла.

Настоящая причина в датчике NTC

Моё внимание привлекли следы течи из-под соединения первичного теплообменника с патрубком, видимо прокладка прохудилась и водичка потихоньку копала, стекая прямо на датчики.

Расположение датчиков на патрубке
Расположение датчиков на патрубке и капающая на них вода

На патрубке крепятся два датчика, датчик перегрева, и один из датчиков NТС который представляет собой датчик температуры воды на подаче в контур системы отопления.

На этих датчиках были видны следы от потёков воды и окислы. Поэтому следующая мысль которая пришла в голову эта необходимость проверить датчик NTC.
Датчик представляет собой не что иное как терморезистор, это резистор который при нагревании изменяет свое сопротивление, в данном случае в меньшую сторону.
Т.Е. чем сильнее нагревается вода, тем меньше сопротивление датчика. По этим показаниям и ориентируется электроника котла,  принимая решение о включении/выключении и о текущей температуре которая выводится на дисплей.

Если бы этот датчик оказался полностью в обрыве, то котёл выдал бы соответствующее сообщение, а именно ошибку 110 (Нет контакта датчика NTС 1) Проводим опыт!  (Фото ниже)   P.S. При отсутствии контакта  у датчика NTC 2 будет ошибка 112.

Ошибка 110 которая будет при обрыве датчика NTC 1
Ошибка 110 которая будет при обрыве датчика NTC 1

Почему при неисправном датчике котёл не сообщал этой ошибки?

Как вы помните, в моём случае ошибка 110 не появлялась, почему? Всё дело в том, что полного обрыва цепи датчика не было.
Сняв датчик измеряю его сопротивление, оно более 5 мОм, что очень много, но полного обрыва цепи нет, потому котёл и не сообщает 110-ю ошибку. Однако датчик неисправен, так как из – за воздействия воды он окислился и многократно увеличил своё сопротивление.

Сопротивление неисправного датчика слишком велико
Сопротивление неисправного датчика слишком велико

И по этой причине котёл не видит адекватных показаний температуры, отсюда и сбой. Кстати не обязательно заливать датчик водой, подобное явление может произойти и по другим причинам.

Для справки:  Исправный, новый датчик, при комнатной температуре имел сопротивление 12 кОм.

Сопротивление нового датчика 12 кОм
Сопротивление нового датчика 12 кОм

Устраняем неисправность котла при ошибке 106

Итак, как вы конечно поняли, для устранения неисправности было необходимо:

  1. Раздобыть новый датчик NTC
  2. Привести в порядок трубки, очистив их от накипи и окислов.
  3. Устранить течь в соединении теплообменника с патрубком

Приобретение нового датчика обошлось в 750 руб. В комплекте были так же новые скобы для крепления NTC и фиксации патрубка, что было очень кстати, так как старая скоба уже была не очень надёжна из за окисления.

Новый датчик и скобы фиксации
Новый датчик и скобы фиксации

Установка нового датчика полностью восстановила работоспособность котла. Но вот с приобретением новых резиновых уплотнителей для устранения течи вышла проблема, их не было в наличии. Принято решение найти свой способ обойти эту неприятность и оно было найдено.

Как и обещал, несколько хитростей

Друзья, если вы ещё не устали читать, то поделюсь с вами некоторыми находками, это поможет вам лучше понять работу котла, а может и выручит когда – либо.




Как не имея нового датчика проверить, что действительно неисправность в нём, а не в чём либо ещё.

Скорее всего, если у вас случится подобная неисправность, нового датчика под руками не окажется. Как же убедится, что нужна замена именно его? Очень просто! Нужно всего лишь вместо датчика подставить обычный резистор.
Сопротивление резистора нужно в диапазоне работы датчика. Т.Е. примерно от 12 кОм и меньше. Чем меньше будет сопротивление, тем более высокую температуру воды будет “видеть” котёл.
Думаю вам понятно, что это восприятие котлом температуры, обманчивое и зависит от номинала резистора.
Проведём эксперимент: У меня по – быстренькому нашёлся подходящий резистор, на 6,2 кОм.

Давайте, вместо датчика подключим его. Что можно наблюдать?

С резистором 6.2 кОм котёл определил температуру в 39 градусов
С резистором 6.2 кОм котёл определил температуру в 39 градусов

Как видите – 39 градусов, и эта температура останется не изменой, так как резистор не поменяет своих параметров независимо от температуры воды.

Можно ли зажечь котёл в таком случае? Да! И таким образом убедится, что в котле нет других неисправностей, достаточно лишь заменить датчик.

Котёл работает с резистором вместо датчика
Котёл работает с резистором вместо датчика

Как видите котёл работает, ошибки он уже не выдаёт, что подтверждает необходимость замены датчика.

Но можно ли заменить датчик резистором для постоянной работы? Нет!

Котёл постоянно будет считать, что температура воды в контуре равна 39 градусам и если котёл запустить он будет работать не выключаясь. Выключить его можно будет только в ручную, выкрутив ручку регулятора отопления на ноль.

Если резистор будет с меньшим сопротивлением, то котёл воспримет как будто вода горячее, и что бы пламя зажглось, нужно ручку установки температуры СО выкрутить  больше чем значение температуры определяемой резистором.  Вот пример.

При 2.8 кОм котёл определяет температуру 60 градусов
При 2.8 кОм котёл определил температуру воды, как 60 градусов

Как видите даже при выключенном отоплении котёл определяет температуру в контуре, как 60 градусов. Что бы его зажечь  нужно задать температуру нагрева более 60. Это показывает зависимость показаний от сопротивления резистора.

Итак, этот метод хорош для диагностики неисправности датчиков NTC.

Можно ли с его помощью отапливаться в экстренной ситуации? Ну если кто – то будет неусыпно караулить и периодически выключать котёл в ручную, ещё можно ограничить пламя горелки, частично прикрыв кран подачи газа на трубе.

Я не говорю что так делать правильно, неправильно! И потому следовать этим путём или нет исключительно ваше решение!

Устраняем протекание в патрубке

Как я уже говорил, причиной выхода из строя датчиков была капающая на них вода, резиновых колечек найти не удалось. Как устранить течь?

Эта проблема заняла времени больше чем возня с датчиком. Так как для этого необходимо снимать патрубок, отсоединяя его от теплообменника  и блока гидравлики. Естественно, перед этим необходимо с котла слить воду!

Отсоединяем патрубок
Отсоединяем патрубок

А вот и причина протекания – никчёмная прокладка, сравните её с ещё более менее работоспособной.

Колечки изношенное и ещё хорошее
Колечки изношенное и ещё хорошее

И эту процедуру снять, поставить, слить, залить пришлось проводить много раз, в конце концов кольцо порвалось совсем.
Что не дало результата – Пытался посадить на не застывающий герметик Curil-T отличная штука в ремонте авто, но здесь не прокатило. Может с застывающим вышло бы лучше, но времени ждать не было.

Не дала результата так же плотно и много намотанная фум лента.

Зато обычный лён, не подвёл! Также плотно намотанный до нужного диаметра, он сразу проявил себя с лучшей стороны, не позволяя воде протекать. Но даже если бы и появились капельки, то он бы разбух и загерметизировал бы течь. Ура льну!!!

Всё ребята, на этом всё! Я уже уморился писать! )))
Так что если нашли статью полезной, не сочтите за труд, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопочки соцсетей. Спасибо! )




7 thoughts on “Котёл Аристон выдаёт ошибки 1P3 и 106 – Ремонт своими руками

  • 17.08.2019 в 14:06
    Permalink

    Здравствуйте! А по телефону можно с вами связаться? Есть несколько вопросов по аристон карекс х,датчикиNTC,и режимы насоса.У Вас все понятно вобщем,но у карекса новая плата,непнятки вобщем.

    Ответ
    • 18.08.2019 в 12:42
      Permalink

      Здравствуйте, Алексей.
      Опишите вашу проблему на почту [email protected]

      Ответ
    • 18.10.2020 в 13:27
      Permalink

      Подскажите.
      Недавно появилась ошибка 1р3.потом с этой же ошибкой включается дважды и переходит на 106.это тоже может быть тот датчик о котором вы пишите? Я снял его.проверили он показал аж за 40 с лишним.не 12 как пишите вы на новом.вот с чего мне начать? Насос работает.а самое первое ошибка показала перегрев и все обернулось тем что я написал выше

      Ответ
      • 18.10.2020 в 16:19
        Permalink

        Здравствуйте, Юрий.
        Разумеется, что ваша проблема может быть из-за этого датчика, скорее всего так оно и есть, 40 кОм это много.
        А с чего начать? Очень просто, если читали статью до конца то там написано про то, что в качестве проверки можно использовать обычный резистор на несколько кОм скажем от двух до шести. Подставьте его вместо датчика, “покажите” котлу, что температура воды в контуре отопления ниже установленной и он вас “услышит” и включится. Если всё так и произойдёт, то вперёд за новым датчиком!
        Ну а если нет возможности найти нужный резистор для эксперимента, то сразу бегите за датчиком! )))) Потому что 40 это много.

        Ответ
  • 05.03.2021 в 10:31
    Permalink

    День добрый у меня на котле Аристон экус плюс выдает 5p1 потом 5p2 и соответственно еррор5p3 . Разжигался с третьего потом раза пятого или десятого раза. Но при включении ГВС разжигался сразу потом раза с третьего и более. Местные газовики начали грешить на реле перепаяли. Теперь он работает разжигает секунд 5-10 работает и тухнет . Вентилятор работает исправно. Заброковали плату типо диоды полетели они очень трудно паяються. В чем может быть причина .

    Ответ
    • 05.03.2021 в 16:00
      Permalink

      Здравствуйте, Александр.
      Причины могут быть разными и нужно разбираться на месте. Только по вашему описанию сложно сказать. что именно не так.
      Например проблема может быть с притоком воздуха и котёл просто задыхается. Проверить легко, снимите крышку с корпуса котла и отстегните защёлки на крышке камеры сгорания, приоткройте её и попробуйте, если таким образом котёл будет работать, значит так и есть, нет хорошего притока через коаксиальную трубу.
      А может проблема с подачей газа или с датчиком пламени – это только несколько очевидных проблем. И всё это нужно проверять.
      Например мне не совсем понятно из вашего описания. Когда котёл должен зажечься он даёт искру, но не зажигается или он зажигается, но сразу гаснет?

      Ответ
  • 10.03.2021 в 13:28
    Permalink

    Чистил трубу. Отстегивал и открывал камеру. Какое-то время это помогало. Потом и это перестало помогать. Заметил что щас с новой платой при розжиге он хлопает крышкой громко. Как будто то взрывается но не всегда Искра есть всегда такое ощущение что клапан газовый перекрывается. Испарительную трубку сделал на прямую без отстойника. Если не трудно ответьте на почту

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector